Два вечера с джазовым Шопеном
Джазменов, играющих в собственных вариациях классические
произведения достаточно много. Это и француз Жак Лусье, и немец Дитер Илг, и
итальянец Майк дель Ферро. Как оказалось, и в Польше есть человек, вплотную и
успешно занимающийся популяризацией музыкального наследия своего великого
соотечественника. Пианист Анджей Ягодзиньский убедительно продемонстрировал это
со своим трио в самом конце прошлого
года в Большом концертном зале им. А.Хачатуряна.
Имя этого пианиста, как и его партнера барабанщика
Чеслава Бартковского, должно быть хорошо известно любителям польской джазовой и
рок-музыки со стажем. Без них не обходилась ни одна запись польских пластинок.
А вот уже больше двадцати лет они объединились в трио (к ним присоединился
относительно молодой басист Адам Цегельский ) и играют и записывают только
авторскую музыку, фольклор и произведения польских классиков. И в этом ряду,
конечно же, на первом месте стоит Фредерик Шопен.
Дискография трио составляет двенадцать компакт-дисков,
шесть из которых полностью посвящены музыке Шопена. И на концерте в Ереване,
организованном Посольством Польской Республики, посвященном столетию
независимости Польши, они представили программу "Шопен в джазовой интерпретации".
Анджей Ягодзиньский окончил Варшавскую академию музыки
имени Шопена по классу валторны. Некоторое время он играл на валторне в
симфоническом оркестре Польского радио. Примерно в это же время Ягодзиньский
начал выступать как джазовый пианист. В 1979 году он принял участие в джазовом
фестивале Zlota Tarka и получил первую премию в номинации "Лучший
джазовый пианист года". Там же Ягодзиньский познакомился с трубачом
Генриком Маевским, предложившим молодому пианисту творческое сотрудничество.
Впоследствии он неоднократно выступал с различными ансамблями Маевского.
На протяжении своей творческой карьеры Анджей
Ягодзиньский сотрудничал со многими известными джазовыми коллективами и
исполнителями Польши: ансамблями String Connection, Big Warsaw Band и Polish All Star, саксофонистами мирового уровня Збигневом Намысловским и
Яном Врублевским. А с 1981 года пианист регулярно работает с певицей Евой Бем.
Его партнер Чеслав Бартковский - фигура не менее знаковая в польской музыке.
Сотрудничество с такими звездами, как Чеслав Немен, Кшиштоф Комеда, Томаш
Станько, Михаил Урбаньяк, говорит само за себя. В настоящее время он также
является деканом факультета джаза в Высшей школе музыки в Варшаве. И наконец,
третий член коллектива Адам Цегельский, также имеющий за плечами большой опыт и
сотрудничество с известными музыкантами, одинаково хорошо себя зарекомендовал
как в джазе, так и в классике.
Как отмечалось, любителей заигрывать с классикой
достаточно много. Кто-то делает это хорошо, аккуратно, с уважением относясь к
оригиналу, кто-то лишь спекулирует на хорошо известных и популярных темах. Трио
польских гостей наглядно показало, как надо обращаться с классикой, если есть
желание представить ее в новом формате. Все аранжировки были выполнены лидером трио,
да так, что у человека, мало знакомого с музыкой Шопена, могло сложиться
впечатление, что трио играет по нотам великого поляка. Все импровизации звучали
так, словно их написал и играл сам Шопен. Не было ни одной
"посторонней" фразы, взятой из, скажем, приемов американского джаза.
Даже барабанщик, не говоря уже о контрабасисте, который играл мелкие цепочки
нот, как бы вторя пианисту, не нарушал своими аккуратными соло общей
романтичности произведений.
Музыканты играли тихо, красиво, сами получая удовольствие
от музыки. И если в начале концерта зал не очень активно выражал свои эмоции,
очевидно еще не "раскусив" музыкантов, то со второй половины каждая
композиция сопровождалась бурными аплодисментами. А после окончания официальной
части программы зал заставил музыкантов отыграть еще и два биса. Уже в кулуарах
театра все говорили о фантастическом пианизме лидера, полном проникновении,
погружении в музыку Шопена и ее прекрасном перевоплощении и органичном
соединении академизма и джаза.
А за день до концерта, во время встречи на РАДИО ВАН
103.1 fm пан Анджей любезно ответил на несколько моих вопросов.
- Почему джазовые музыканты, причем не только польские,
так любят играть Шопена?
- Потому что музыка Шопена сильно связана с джазом. В его
времена каждый уважающий себя музыкант должен был уметь импровизировать. Это
было главным признаком хорошего музыканта в те годы в Париже, куда приехал
молодой Шопен. Там тогда проживали и другие известные пианисты и прославленные
виртуозы - Лист, Тальберг, Гиллер, Герц. Они часто встречались в салонах и
устраивали своеобразные соревнования - кто кого переиграет. Особенно часто
спорили за роялями Шопен и Лист. К сожалению, позже эта культура импровизации
классиков сошла "на нет" и лишь в конце XIX - начале XX вв., с появлением джаза, музыканты опять стали
импровизировать, встречаться и музицировать, стараясь переиграть друг друга.
Это абсолютно естественная потребность нормального музыканта - развивать
заданную мелодию. А если к этому прибавить мелодизм, красивые гармонии Шопена,
то понятно, что импровизации его произведений напрашиваются сегодня сами собой.
Когда слушаешь произведения других романтиков XIX века, то в них явно прослушивается манера игры и дух
Шопена. Вот этим я и объясняю популярность этого музыканта у джазменов.
- Получается, что первые джэм-сейшны, так популярные у
джазменов, начали устраивать Шопен и Лист еще в XIX веке?
- В принципе это так и есть.
- Вы собрали свое трио в 1993 году и сразу же записали
альбом с джазовыми обработками музыки Шопена. Вы специально подбирали состав
для именно такой музыки или состав собрался, а потом вы решали, что будете
играть?
- Круг джазовых музыкантов не очень большой. Мы все друг
друга знаем. И я с сегодняшними своими партнерами много раз встречался и играл
разную музыку в разных составах. И мы часто говорили об этой идее - представить
Шопена в джазе. Поэтому, когда мы окончательно сформировали свое трио, вопросов
не возникало - играем именно его.
- А других авторов, джазовые стандарты совсем не играете?
- Мы играем все. Зависит от времени, места, настроения.
Но на фестивалях, гастролях, особенно в зарубежных странах, играем нашего
Шопена.
- В вашей творческой биографии упоминаются в основном
малые составы - трио, квартеты. Вы не любите играть в составе больших
оркестров?
- Не люблю - слишком сильное утверждение. Конечно, я
играю с самыми разными коллективами. Более того, наше трио играло и
записывалось вместе с биг-бэндом, с симфоническим оркестром, с камерными
оркестром, хором. Последняя наша работа - это "Реквием", который я
написал, и наше трио исполнило его вместе с хором. Но больше всего я, конечно,
предпочитаю играть в трио.
- У вас есть прекрасный альбом "Музыка польска"
с вокалисткой, на котором записаны ваши обработки польских народных песен. Что
побудило вас перейти от Шопена к фольклору?
- Тут нет ничего удивительного. Ведь американский джаз
тоже основан на народной музыке. Вот и мы решили представить наши культуру в
такой форме. Это не новость. Каждое поколение музыкантов возвращается к своим
истокам. Наш известный саксофонист Збигнев Намысловский очень давно записал
альбом с народными песнями в модном тогда стиле фанк. Через много лет и мы
решили сделать нечто подобное. Это вполне нормально и объяснимо. Думаю, что еще
через какой-то определенный промежуток времени другие молодые музыканты
возьмутся за эти же песни и мелодии и представят их в современном для них стиле
и жанре.
Фото с официального сайта пианиста - www.jagodzinski.art.pl
Комментарии
Отправить комментарий