КВАРТЕТ «VAN» В ПЕНЗЕ: ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ВЕСНЫ
Друзья традиционного джазового фестиваля на берегах Суры
собрались на первую большую встречу.
Идея организовать в Пензе концерт, предваряющий «Jazz
May» («Джаз-март», как пошутил продюсер Олег Рубцов) была хороша сама по себе:
до начала фестиваля еще два месяца, и все, кто его ждут, уже изрядно
соскучились по исполнителям высокого уровня. Реализация идеи оказалась еще
лучше: армянский квартет VAN стал настоящим дуновением весеннего ветра на
излете затянувшейся зимы.
Этот коллектив называют «этноджазовым», и первая часть
определения многих заставляет слегка насторожиться. Когда-то, в советские годы,
народные мотивы были способом придать джазу более легальный статус, избавить от
прочно осевшего налета буржуазности. Сегодня в таких уловках нет необходимости,
и весь вопрос в том, насколько правильным будет использование фольклорных
элементов.
VAN являет собой превосходный пример на редкость
взвешенного подхода, под которым и понимают безупречный вкус: чувство меры,
ощущение стиля, умение вовремя сменить интонацию. Пианист Ваагн Айрапетян,
контрабасист Макар Новиков, перкуссионист Вартан Бабаян и, конечно, Норайр
Карташьян с целым набором народных дудок и дудочек – вот маленький оркестрик,
который рождает большие надежды с первых совместно извлеченных на сцене звуков.
Разумеется, центр этой четверки – Ваагн Айрапетян,
которого никак нельзя назвать просто пианистом. Он не в силах только лишь
играть и вообще спокойно усидеть за роялем: ему необходимо подниматься с места,
садиться боком, подпевать извлекаемым из клавиш фразам, подхлопывать другим
музыкантам, порой общаться с залом на несуществующем языке и время от времени
комментировать происходящее на вполне русском с аппетитным армянским акцентом.
Кстати, если говорить об этом самом акценте в самой
музыке квартета, то он звучит весьма умеренно – то проявляется сильнее, то
исчезает вовсе, неизбежно напоминая об универсальности джаза, способного при
умелом обращении становиться плавильным котлом для самых разных направлений. А
в том, что VAN это умеет, нет никаких сомнений: прекрасная сыгранность
дополняется умением тонко переключаться с проникновенной лирики на заводные
ритмы, с тягучих звуков дудука на рассыпчатые перестуки и перезвоны перкуссии.
Да и вся программа выступления в Пензе, занявшая чуть
больше часа, была в этом смысле выстроена идеально, поскольку у зрителей не
было поводов ни заскучать, ни утомиться. После заключительного номера зал
аплодировал стоя, не желая отпускать музыкантов, которые без особых уговоров
сыграли на бис, причем и здесь все оказалось продумано: сначала поразительно
красивая и проникновенная медленная мелодия, исполненная Айрапетяном и
Карташьяном, а затем, совсем уже на прощание, полным составом была выдана
бурлящая смесь настроений, ритмов и отголосков. И снова зрители поднялись с
мест, едва начав аплодировать.
Если концерту квартета VAN была отведена роль старта
кампании «Jazz May-2018», то он точно удался: все пришедшие в филармонию
вечером в четверг получили заряд превосходной музыки высочайшего уровня и
дополнительный повод ждать новых ярких впечатлений через два месяца. Пензенский
фестиваль, ведомый Олегом Рубцовым, уже неоднократно становился примером того,
как за три дня можно подарить публике максимально разнообразную и качественную
программу.
Автор: Дмитрий Инюшкин.
Опубликовано 16/03/2018 в 10:15.
www.penzasmi.ru
Источник фото: ПензаСМИ.
Комментарии
Отправить комментарий