Как я побывал в Ярославле, послушал джаз и попробовал соленых огурцов


До поездки, я конечно знал, что музыкальные фестивали, и джазовые в том числе, обычно проводятся или в больших городах или, как это стало модным в последнее время, наоборот, в маленьких, чуть ли не деревушках, давая им возможность развиваться во всех сферах. Но что большой, и самый старый в России джазовый фестиваль проходит в центре «Золотого кольца» России, в его "жемчужине", его неофициальной столице, славном городе Ярославле, украшенном десятками древнейших монастырей, храмов, церквей, средневековым кремлем в центре города, я не ожидал никак. 




Нет, я конечно, знал, что вот уже в семнадцатый раз, а это значит на протяжении 38 лет (фестиваль проводится раз в два года) город становится средоточием джазовых сил России и зарубежных стран, но что все это выглядит именно так, даже предположить не мог. Знал, что организует этот фестиваль единственный на территории России, СНГ и мира Джазовый центр, который занимается на постоянной и весьма солидной основе изучением процессов мирового джаза, но вот что создал его, ведет, а в последние годы добился и того, чтобы Центр был принят на баланс города и содержится управлением культуры мэрии города Ярославля, один конкретный человек, энтузиаст своего дела Игорь Гаврилов с всего лишь  десятком сотрудников,  предположить не мог. Словом, дело развития джаза в Ярославской области поставленно на широкую ногу и на серьезную основу.




Целых 7 дней джазовый фестиваль шагал по городу, причем, почти в прямом смысле слова. Первый день играли в ДК Добрынина, потом три дня концерты проходили в зале областной филармонии, а вот последние два, концерты наиболее именитых гостей, - в великолепном зале модернового Концертно-зрелищного центра «Миллениум» на 1500 мест. 




Ну, а  концерт в последний день прошел в селе Вятское (но об этом событии чуть ниже). И представьте себе, что все дни залы были забиты под завязку – даже приглашенным на фестиваль гостям (в моем лице и лице моих коллег из Москвы, Питера...) не хватило билетов, приходилось искать место, где бы пристроиться. И это, в городе с населением всего около 500 тысяч человек! А этих самых именитых гостей было предостаточно – Игорь Бутман со своим московским биг-бэндом, итальянский гитарист Мишель Калгаро, голландская певица Хиска Остервейк, барабанщик из США Ари Хениг, великолепный трубач, уроженец Ярославля, уже многие годы живущий и работающий в первоклассных коллективах Америки Александр Сипягин и, наконец, звезда мирового уровня фантастический саксофонист Крис Поттер. Были и другие гости – из Эстонии, Германии, Сербии, многочисленные звезды российского масштаба – пианисты Алексей Подымкин  и Олег Аккуратов, драйвовый исполнитель на губной гармошке Сергей Кузнецов, барабанщик Александр Машин, контрабасисты Макар Новиков и Дарья Чернакова, всех не перечислишь. 






Что происходило на фестивальных сценах описывать не буду – все равно словами не передать ту красоту, сложность и оригинальность музыки, которая звучала по вечерам в древнем, отметившим тысячу лет со дня своего основания городе. Скажу лишь, что музыка была на любой вкус - от самого традиционного джаза до самого передового. Но вот остановиться на тех аспектах, которые сопровождали фестиваль, каких-то организационных методах работы, деталях, событиях, которые передадут тот самый дух, царивший там в дни фестиваля, хочется.





Автор всех фестивальных фотографий - Павел Корбут, великолепный мастер и милейший человек

Наиболее ярким впечатлением для меня, как для любителя музыки и завсегдатая концертов всех уровней у нас в Ереване, явилось отношение ярославцев к этому большому музыкальному событию – в роскошный культурный центр люди приходили в соответствующем настроении и внешнем виде. Я не видел ни одного человека в кроссовках, джинсах, какой-либо повседневной одежде. В те дни в городе было холодно, даже шел снег, люди приходили в пальто, но в обязательном порядке сдавали верхнюю одежду в четко работающие многочисленные гардеробы, женщины снимали сапоги и переобувались в принесенную с собой элегантную обвуь, одеты они были в вечерние наряды, от них не отставали и мужчины. Никто не бегал по залу, не говорил по телефону, никаких опоздавших – за всем этим строго следили многочисленные сотрудники Центра. В холле работали сразу несколько кафе, по четырем этажам гостей развозили фантастические стеклянные лифты, чистота и порядок царили везде – от арт-кафе до, простите, туалетов. Я с болью в сердце вспоминал наши концертные залы и даже оперу, куда приходят кто в чем и сидят зачастую в зале в верхней одежде...




В качеств « лирического» отступления. Уже после возвращения я стал свидетелем весьма любопытного случая. Подойдя к кассам нашего Оперного театра я услышал разговор, как позже выяснилось туристки из Москвы, с кассиршей. После приобретения билетов на балет «Спартак», туристка понизив голос, извиняющимся тоном  спросила у кассирши «А дресс-код у вас в театре очень строгий?». Услышав удивленно-отрицательный ответ, она была поражена. «У нас в кроссовках не пускают, вне зависимости того, в какой театр вы придете», отреагировала она. И мне подумалось - что-то у нас произошло с нашей внутренней культурой – в каком только виде не приходят в нашу оперу... Может стоит официально вводить дресс-код? И пусть служители не будут, например, пускать зрителей в пальто или после третьего звонка... Глядишь и вернется эта самая внутренняя культура...

В холле продавали различную фестивальную продукцию, которую люди охотно покупали – диски, значки, брошюры – а как же память! Кстати о брошюрах. Организаторы, как и во всем процессе подготовки, и тут проявили немалую выдумку. В красочный буклет были вклеены талончики беспроигрышной лотереи. А в качестве призов в одном из продуктовых магазинов по этим талончикам можно было получить призы – бутылку вина, что-то из десерта, батон французского хлеба и т.д. Мелочь, а приятно и весело.

Все дни в кабинете у директора джазового центра собирались приглашенные – критики, журналисты, музыковеды, продюсеры и организаторы – и спорили, обсуждали, критиковали и нахваливали. Потом концерт, а вечером, там же, в Джазовом центре, имеющем свой собственный небольшой клуб с баром, слушали музыку, которую в формате джэм-сейшна играли местные музыканты и гости. Затягивалось это до полуночи, а то и позже. И вы думаете, что потом все расходились? Ничего подобного – гости поднимались на третий этаж и там же, в кабинете директора, продолжали спорить, дискутировать, обсуждать....


С продюсером Николаем Богайчуком

С Крисом Поттером

Великолепное мероприятие было задумано и осуществленно организаторами в последний день фестиваля – поездка в село Вятское. Расположеное в Костромской низине, в 40 км от Ярославля, в 2015 году село стало первым членом Ассоциации самых красивых деревень России, о чем повествует огромный указатель на въезде в село. Оно впервые упоминается в документальных источниках 1502 года, как центр митрополичьей  Вятской волости. Село как село. Но вот относительно недавно за него взялись и превратили в настоящую куколку. Группа российских интеллегентов (конечно, не самых бедных, в число которых входит например, оперная дива Любовь Казарновская), купив себе там участки и дома, на собственные деньги отреставрировала старые крестьянские и купеческие дома, превратив их в самые разные музеи, связанные с историей, жизнью и бытом села. Затем отреставрировали местную церковь, поставили помятник самодержцу российскому (кстати, на постаменте, где раньше красовалась голова Карла Маркса), привели в порядок дороги, открыли великолепный ресторан. И теперь это ставшее своеобразным этнографическим музеем село, привлекает к себе массу туристов. А еще, как выяснилось в ходе экскурсии, село это издавна знаменито своими соленными огурцами. Отведали – очень понравились. Особенно хороши они оказались в качестве закуски к местной водке. А чтобы ни у кого не возникало в этом сомнений, прямо там, в музее, устраивают дегустацию и того и другого.




Сам Ярославль оставил очень милое впечатление. Небольшой, уютный, с уникальными многочисленными памятниками старины и массой новых, жилыми, хорошо сохранившимися двух-трех этажными купеческими зданиями конца 19-ого - начала 20-ого века, а главное прекрасными добрыми и отзывчивыми людьми.

Ну, и последний штрих, без которого портрет города был бы неполным, по крайней мере, на взгляд гостя из Армении. В Ярославле проживает около двенадцати тысяч армян. В 1991 году там было создано Армянское общество «Наири». В результате, армяне Ярославля получили более широкие возможности для того, чтобы приобщиться к своим национальным корням, сохранить язык и традиции вдали от исторической родины. В 2000 году общество было перерегистрировано в ярославскую областную организацию «Армянское общество «Наири». В августе того же года общество вошло в состав Союза армян России. Как следует из местной прессы, армяне там отмечаются как положительными деяниями, так и не совсем. В 2003 году в Северном жилом районе города была заложена церковь Сурб Геворг, однако строительство началось лишь спустя три года и вот буквально в эти дни года должно состояться освещение храма.





Уверен, через два года Ярославль вновь соберет гостей на свой уже 18-ый джаз фестиваль «Джаз над Волгой». Очень хочется, чтобы на сей раз в нем приняли участие и армянские музыканты и над Волгой-матушкой разнеслись звуки армянского джаза. Ведь название фестивалю дано не спроста – город стоит на пересечении реки Которосль и великой русской реки!



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Назван хэдлайнер Международного дня джаза в Ереване

Мы хотим вернуть Еревану статус джазового города!

Новый альбом московского саксофониста Александра Захаряна