Как я побывал в Ярославле, послушал джаз и попробовал соленых огурцов
До поездки, я конечно знал, что музыкальные фестивали, и джазовые в том числе, обычно проводятся или в больших городах или, как это стало модным в последнее время, наоборот, в маленьких, чуть ли не деревушках, давая им возможность развиваться во всех сферах. Но что большой, и самый старый в России джазовый фестиваль проходит в центре «Золотого кольца» России, в его "жемчужине", его неофициальной столице, славном городе Ярославле, украшенном десятками древнейших монастырей, храмов, церквей, средневековым кремлем в центре города, я не ожидал никак.
Нет, я конечно, знал, что вот уже в
семнадцатый раз, а это значит на протяжении 38 лет
(фестиваль проводится раз в два года) город становится средоточием джазовых сил
России и зарубежных стран, но что все это выглядит именно так, даже
предположить не мог. Знал, что организует этот фестиваль единственный на
территории России, СНГ и мира Джазовый центр, который занимается на постоянной
и весьма солидной основе изучением процессов мирового джаза, но вот что создал
его, ведет, а в последние годы добился и того, чтобы Центр был принят на баланс
города и содержится управлением культуры мэрии города Ярославля, один конкретный
человек, энтузиаст своего дела Игорь Гаврилов с всего лишь десятком сотрудников, предположить не мог. Словом, дело развития
джаза в Ярославской области поставленно на широкую ногу и на серьезную основу.
Целых 7 дней джазовый фестиваль шагал по городу, причем, почти в прямом смысле слова. Первый день играли в ДК Добрынина, потом три дня концерты проходили в зале областной филармонии, а вот последние два, концерты наиболее именитых гостей, - в великолепном зале модернового Концертно-зрелищного центра «Миллениум» на 1500 мест.
Ну, а концерт в последний день прошел в селе Вятское (но об этом событии чуть ниже). И представьте себе, что все дни залы были забиты под завязку – даже приглашенным на фестиваль гостям (в моем лице и лице моих коллег из Москвы, Питера...) не хватило билетов, приходилось искать место, где бы пристроиться. И это, в городе с населением всего около 500 тысяч человек! А этих самых именитых гостей было предостаточно – Игорь Бутман со своим московским биг-бэндом, итальянский гитарист Мишель Калгаро, голландская певица Хиска Остервейк, барабанщик из США Ари Хениг, великолепный трубач, уроженец Ярославля, уже многие годы живущий и работающий в первоклассных коллективах Америки Александр Сипягин и, наконец, звезда мирового уровня фантастический саксофонист Крис Поттер. Были и другие гости – из Эстонии, Германии, Сербии, многочисленные звезды российского масштаба – пианисты Алексей Подымкин и Олег Аккуратов, драйвовый исполнитель на губной гармошке Сергей Кузнецов, барабанщик Александр Машин, контрабасисты Макар Новиков и Дарья Чернакова, всех не перечислишь.
Что происходило на
фестивальных сценах описывать не буду – все равно словами не передать ту красоту,
сложность и оригинальность музыки, которая звучала по вечерам в древнем, отметившим
тысячу лет со дня своего основания городе. Скажу лишь, что музыка была на любой
вкус - от самого традиционного джаза до самого передового. Но вот остановиться
на тех аспектах, которые сопровождали фестиваль, каких-то организационных
методах работы, деталях, событиях, которые передадут тот самый дух, царивший там
в дни фестиваля, хочется.
Автор всех фестивальных фотографий - Павел Корбут, великолепный мастер и милейший человек |
Наиболее
ярким впечатлением для меня, как для любителя музыки и завсегдатая концертов
всех уровней у нас в Ереване, явилось отношение ярославцев к этому большому
музыкальному событию – в роскошный культурный центр люди приходили в соответствующем
настроении и внешнем виде. Я не видел ни одного человека в кроссовках, джинсах,
какой-либо повседневной одежде. В те дни в городе было холодно, даже шел снег,
люди приходили в пальто, но в обязательном порядке сдавали верхнюю одежду в
четко работающие многочисленные гардеробы, женщины снимали сапоги и
переобувались в принесенную с собой элегантную обвуь, одеты они были в вечерние
наряды, от них не отставали и мужчины. Никто не бегал по залу, не говорил по
телефону, никаких опоздавших – за всем этим строго следили многочисленные
сотрудники Центра. В холле работали сразу несколько кафе, по четырем этажам
гостей развозили фантастические стеклянные лифты, чистота и порядок царили
везде – от арт-кафе до, простите, туалетов. Я с болью в сердце вспоминал наши
концертные залы и даже оперу, куда приходят кто в чем и сидят зачастую в зале в
верхней одежде...
В качеств « лирического» отступления.
Уже после возвращения я стал свидетелем весьма любопытного случая. Подойдя к
кассам нашего Оперного театра я услышал разговор, как позже выяснилось туристки
из Москвы, с кассиршей. После приобретения билетов на балет «Спартак», туристка
понизив голос, извиняющимся тоном спросила
у кассирши «А дресс-код у вас в театре очень строгий?». Услышав удивленно-отрицательный
ответ, она была поражена. «У нас в кроссовках не пускают, вне зависимости того,
в какой театр вы придете», отреагировала она. И мне подумалось - что-то у нас
произошло с нашей внутренней культурой – в каком только виде не приходят в нашу
оперу... Может стоит официально вводить дресс-код? И пусть служители не будут,
например, пускать зрителей в пальто или после третьего звонка... Глядишь и
вернется эта самая внутренняя культура...
В
холле продавали различную фестивальную продукцию, которую люди охотно покупали –
диски, значки, брошюры – а как же память! Кстати о брошюрах. Организаторы, как
и во всем процессе подготовки, и тут проявили немалую выдумку. В красочный
буклет были вклеены талончики беспроигрышной лотереи. А в качестве призов в
одном из продуктовых магазинов по этим талончикам можно было получить призы –
бутылку вина, что-то из десерта, батон французского хлеба и т.д. Мелочь, а
приятно и весело.
Все
дни в кабинете у директора джазового центра собирались приглашенные – критики,
журналисты, музыковеды, продюсеры и организаторы – и спорили, обсуждали,
критиковали и нахваливали. Потом концерт, а вечером, там же, в Джазовом центре,
имеющем свой собственный небольшой клуб с баром, слушали музыку, которую в
формате джэм-сейшна играли местные музыканты и гости. Затягивалось это до
полуночи, а то и позже. И вы думаете, что потом все расходились? Ничего
подобного – гости поднимались на третий этаж и там же, в кабинете директора,
продолжали спорить, дискутировать, обсуждать....
С продюсером Николаем Богайчуком |
С Крисом Поттером |
Комментарии
Отправить комментарий